Профессиональные справочные системы для специалистов
Тел: +7 (3842) 75-07-57 E-mail: office@gk-standart.ru
650000, г. Кемерово, ул. Шестакова, д. 6, 3 этаж, офисы 301-307
Тел: 8-800-700-9-200 E-mail: nsk@gk-standart.ru
630091, г. Новосибирск, ул. Фрунзе, д. 5, офис 637
Тел: 8-800-700-9-200 E-mail: office@gk-standart.ru
634059, г. Томск, пр. Мира 50, офис 102.
Тел: +7 (3843) 33-28-33 E-mail: nvk@gk-standart.ru
654005, г. Новокузнецк, ул. Орджоникидзе, д. 28А, офис 1Б
Тел: 8-800-700-9-200 E-mail: office@gk-standart.ru
660000, г. Красноярск, ул. Взлётная, д. 7
01.11.2025
Суд признал недействительным отказ Росприроднадзора в выдаче КЭР

На практике получение комплексного экологического разрешения нередко сопровождается отказами со стороны контролирующих органов, правомерность которых вызывает сомнения. Важной задачей для заявителя является четкое определение перечня обязательных документов, входящих в заявку на КЭР. Требования надзорного органа предоставить документы, не включенные в установленную форму, являются неправомерными. Яркой иллюстрацией подобной ситуации служит рассмотренное ниже судебное дело.

Согласно материалам дела, на рассмотрение в Росприроднадзор поступила заявка Общества на получение комплексного экологического разрешения в отношении объекта 1 категории. Росприроднадзор направил заявителю замечания к заявке, на основании которых заявитель представил позднее в Росприроднадзор доработанную заявку на получение КЭР. По результатам проверки доработанной заявки, Росприроднадзор отказал заявителю в выдаче КЭР.

Основанием для отказа послужили выводы Росприроднадзора о том, что доработанная заявка предприятия не содержит в полном объеме информацию, требуемую по закону, и не учтены все ранее направленные замечания.

Общество, не согласившись, обратилось в Арбитражный городской суд с заявлением о признании недействительным уведомления Росприроднадзора об отказе в выдаче комплексного экологического разрешения.

Позиция Росприроднадзора

1. В проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР) отсутствовала информация о технологическом оборудовании для обезвреживания специфичных отходов (минеральных масел и нефтешлама).

2. Соглашение о намерениях с третьим лицом на утилизацию отходов не является предварительным договором и не подтверждает обязательства по передаче отходов.

3. К заявке не был приложен отчет по инвентаризации стационарных источников и выбросов, что, по мнению ведомства, препятствует проверке нормативов допустимых выбросов (НДВ).

4. НДВ были разработаны на основе устаревших данных 2021 года, что нарушает методические указания.

5. Заявитель неверно классифицировал передвижные источники выбросов (на судах) как нестационарные.

Позиция Общества сводилась к следующим основным аргументам:

1. Заявка с учетом устраненных замечаний полностью соответствовала требованиям законодательства.

2. Вся необходимая информация о технологическом процессе и оборудовании была представлена в разделах НООЛР.

3. Соглашение о намерениях соответствует положениям Гражданского кодекса РФ и подтверждает планируемые объемы утилизации.

4. Предоставление отчета по инвентаризации выбросов не является обязательным приложением к заявке на КЭР согласно установленной форме.

5. Источники выбросов на судах эксплуатируются за пределами объекта НВОС, и действующая документация по инвентаризации не требовала корректировки.

Суд, исследовав материалы дела, признал доводы Росприроднадзора необоснованными и несоответствующими закону. По мнению суда:

1. Заявка заявителя содержала всю информацию, предусмотренную п.3 ст.31_1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Требуемые сведения о технологическом оборудовании были приведены в проекте НООЛР.

2. Соглашение о намерениях было признано судом надлежащей сделкой и подтверждало объемы передачи отходов.

3. Ни форма заявки на КЭР (утвержденная Приказом Минприроды России от 22.10.2021 № 780), ни порядок разработки НДВ (утвержденный Приказом Минприроды России от 11.08.2020 № 581) не требуют обязательного предоставления отчета по инвентаризации выбросов в составе заявки на КЭР.

4. Доводы Росприроднадзора о неактуальности данных и неверной классификации источников выбросов неверны, так как суд не нашел нарушений в действиях заявителя, а документация по инвентаризации была признана действующей и не требовавшей корректировки.

Суд удовлетворил требования заявителя полностью, признав оспариваемый отказ недействительным, и взыскал с Росприроднадзора судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины.

Данное судебное решение служит важным прецедентом, ограничивающим избыточные требования контролирующих органов при выдаче КЭР и защищающим права природопользователей.

Суд постановил: признать недействительным решение Росприроднадзора об отказе в выдаче комплексного экологического разрешения.

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.09.2025 № А56-90780/2024

Больше судебных решений вы найдете в разделе "Практика разрешения споров в области экологии".