Профессиональные справочные системы для специалистов
Тел: +7 (3842) 75-07-57 E-mail: office@gk-standart.ru
650000, г. Кемерово, ул. Шестакова, д. 6, 3 этаж, офисы 301-307
Тел: 8-800-700-9-200 E-mail: nsk@gk-standart.ru
630091, г. Новосибирск, ул. Фрунзе, д. 5, офис 637
Тел: 8-800-700-9-200 E-mail: office@gk-standart.ru
634059, г. Томск, пр. Мира 50, офис 102.
Тел: +7 (3843) 33-28-33 E-mail: nvk@gk-standart.ru
654005, г. Новокузнецк, ул. Орджоникидзе, д. 28А, офис 1Б
Тел: 8-800-700-9-200 E-mail: office@gk-standart.ru
660000, г. Красноярск, ул. Взлётная, д. 7
14.07.2020
Социологи пришли к выводу, что необходимо развивать инициативы по созданию серебряных университетов

Исследователи ТюмГУ изучили влияние неформального образования на человеческий капитал, в том числе на людей зрелого и старшего возраста. Работа проходила в рамках проекта РФФИ.

Серия фокус-групп (групповые интервью) показали, что для поколения оттепели и мобилизационного поколения в неформальном образовании важны доступность и простота. Как пояснили социологи, уровень цифровой грамотности этих поколений не позволяет им свободно пользоваться открытыми образовательными онлайн-ресурсами, даже смартфоны они используют преимущественно для связи с родственниками или друзьями.

«Проведенная серия фокус-групп показала тенденцию к расширению образовательного пространства практически всех поколений. При этом стремление к образованию у старших поколений становится более осмысленным. Это важно, поскольку в демографической структуре человеческого капитала начинают доминировать именно эти поколения», — комментирует доцент кафедры общей и экономической социологии Тюменского госуниверситета Марина Кичерова.

Многие пожилые люди сохраняют активный интерес к учебе, установки на общественно-полезную деятельность. Свой познавательный интерес они реализуют в университетах «третьего возраста», где среди прочего изучают правовую и финансовую грамотность. Позитивным примером может быть опыт Московского серебряного университета, однако в регионах такие практики малочисленны.

Однако, по мнению экспертов, человеческий капитал старших поколений не используется в полной мере, имеющийся у них опыт и знания не находят должного применения в продуктивной экономической деятельности. На сегодняшний день эксперты отмечают низкую вовлеченность пожилых российских граждан в образовательную деятельность. К примеру, в Китае действуют 5 тыс. университетов «третьего возраста», в которых обучаются одновременно миллион слушателей. В России, где живет в 10 раз меньше, чем в Китае, таким обучением охвачено практически в 40 раз меньше граждан.

Для представителей трех старших поколений неформальное образование становится способом приобщения к социуму. «Многие из них имеют активный интерес к учебе, установки на общественно-полезную деятельность. Эффективным здесь является обучение в малых и семейных группах. Восполнение цифровых навыков старших поколений могло бы существенно обогатить человеческий капитал в регионах», — заключила Марина Кичерова.