Профессиональные справочные системы для специалистов
Тел: +7 (3842) 75-07-57 E-mail: office@gk-standart.ru
650000, г. Кемерово, ул. Шестакова, д. 6, 3 этаж, офисы 301-307
Тел: 8-800-700-9-200 E-mail: nsk@gk-standart.ru
630091, г. Новосибирск, ул. Фрунзе, д. 5, офис 637
Тел: 8-800-700-9-200 E-mail: office@gk-standart.ru
634059, г. Томск, пр. Мира 50, офис 102.
Тел: +7 (3843) 33-28-33 E-mail: nvk@gk-standart.ru
654005, г. Новокузнецк, ул. Орджоникидзе, д. 28А, офис 1Б
Тел: 8-800-700-9-200 E-mail: office@gk-standart.ru
660000, г. Красноярск, ул. Взлётная, д. 7
10.01.2025
Первые итоги работы рынка в бывших НЦЗ

     Администратор торговой системы подвел первые итоги запуска рынка в неценовых зонах Республики Коми, Архангельской области и Дальнего Востока, которые с 1 января вошли в состав ценовых зон ОРЭМ.
     
     За первые трое суток января средневзвешенный индекс цен покупки электрической энергии на рынке на сутки вперед (РСВ) на территориях Республики Коми и Архангельской области (с 1 января вошли в состав 1 ЦЗ) для потребителей составил 1464,2 руб./МВт·ч, что близко по величине к соответствующему показателю на территории Вологодской области 1562 руб./МВт·ч.
     
     Для вошедших в состав 2 ЦЗ территорий Дальнего Востока (в силу текущей ситуации дефицита мощностей) предусмотрен постепенный переход к конкурентному нерегулируемому ценообразованию: в настоящий момент по свободным ценам в полном объеме электроэнергия реализуется только тепловыми электростанциями (ТЭС). Доля продажи электроэнергии, выработанной гидроэлектростанциями, по свободным ценам составляет 2,5% и будет постепенно увеличиваться по решению Правительства Российской Федерации.
     
     В результате, несмотря на то что цены продажи электрической энергии ТЭС и ГЭС в объеме либерализованной поставки на РСВ в первые три дня января сформированы на уровне немного более 3 тысяч руб./МВт·ч, средняя за эти дни цена электрической энергии для покупателей оптового рынка на территории Дальнего Востока (на РСВ и по регулируемым ценам от ГЭС) составила 2207 руб./МВт·ч, что близко к текущей цене на электроэнергию в Сибири на РСВ за аналогичный период - 1939,65 руб./МВт·ч.
     
     Таким образом, необходимо отметить, что нормативное регулирование перехода с 1 января 2025 года на конкурентное рыночное ценообразование на территориях Дальнего Востока, Республики Коми и Архангельской области построено так, чтобы, в том числе, не допустить роста цен на электроэнергию в бывших НЦЗ выше среднероссийского уровня.
     
     Указанные выше изменения на оптовом рынке электроэнергии реализованы в соответствии с положениями Федерального закона от 08.08.2024 № 309-ФЗ, а также постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.2024 № 1868.
     
     Организациями коммерческой и технологической инфраструктуры (Ассоциация "НП Совет рынка", АО "АТС" и АО "СО ЕЭС") в 2024 году осуществлен комплекс мероприятий по подготовке к функционированию оптового рынка на территориях Дальнего Востока, Республики Коми и Архангельской области на конкурентных (нерегулируемых) принципах. Были внесены все необходимые изменения в договор о присоединении к торговой системе оптового рынка и регламенты функционирования оптового рынка, проведены обучающие мероприятия для участников, выполнено множество имитационных расчетов для комплексного тестирования всех необходимых бизнес-процессов. Также в процессе комплексного тестирования с участниками проработаны деловые процессы технологического, организационного и информационного взаимодействия на оптовом рынке с учетом перевода расчетов на территориях Дальнего Востока на московское время.
     

     Важным ожидаемым эффектом от реализованных изменений в модели отношений на оптовом рынке является возможность использования многочисленных инструментов привлечения инвестиций в строительство и модернизацию генерирующих мощностей на конкурсной основе в целях удовлетворения растущего спроса на электроэнергию.
     
     Формирование цен на электроэнергию на конкурентных принципах маржинального ценообразования должно создать для производителей электроэнергии стимулы к повышению эффективности ее производства.
     
     Для потребителей конкурентные механизмы дают новые возможности и инструментарий для снижения стоимости приобретаемой электроэнергии (мощности). Например, участие в механизме управления спросом, действующем в конкурентном рынке, позволяет потребителям, имеющим технологическую возможность, изменять график собственного потребления и за счет продажи ресурса регулирования снижать затраты на покупку электроэнергии для себя и других потребителей ценовой зоны. Потребитель становится исполнителем услуг по управлению спросом, получая плату с оптового рынка. Также у любого потребителя появляется возможность "сэкономить" на покупке электроэнергии путем перераспределения потребления из пиковых дневных часов в ночные.
     
     
     Источник:
     https://www.np-sr.ru/ru/press/news/63583-pervye-itogi-raboty-rynka-v-byvshih-ncz