Профессиональные справочные системы для специалистов
Тел: +7 (3842) 75-07-57 E-mail: office@gk-standart.ru
650000, г. Кемерово, ул. Шестакова, д. 6, 3 этаж, офисы 301-307
Тел: 8-800-700-9-200 E-mail: nsk@gk-standart.ru
630091, г. Новосибирск, ул. Фрунзе, д. 5, офис 637
Тел: 8-800-700-9-200 E-mail: office@gk-standart.ru
634059, г. Томск, пр. Мира 50, офис 102.
Тел: +7 (3843) 33-28-33 E-mail: nvk@gk-standart.ru
654005, г. Новокузнецк, ул. Орджоникидзе, д. 28А, офис 1Б
Тел: 8-800-700-9-200 E-mail: office@gk-standart.ru
660000, г. Красноярск, ул. Взлётная, д. 7
13.12.2018
В Госдуме обсудили укрепление платежной дисциплины потребителей энергоресурсов

     Комитет Государственной Думы по энергетике провел круглый стол "Платежная дисциплина в ТЭК. Практика применения Федерального закона от 03.11.2015 г. N 307-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов".
     
     В мероприятии принимали участие представители комитета Государственной Думы по энергетике: Сергей Есяков, Николай Петрунин, Юшаа Газгиреев, представители министерства энергетики и министерства экономического развития РФ, Федеральной антимонопольной службы, Ростехнадзора, НП "Совет рынка", ПАО "Россети", ООО "Газпром межрегионгаз", отраслевых общественных организаций. Также в ходе круглого стола состоялся телемост с регионами: Нижегородской и Тульской областями, Ставропольским краем, Республикой Ингушетия.
     
     Федеральный закон N 307-ФЗ был разработан в 2015 году с целью повышения дисциплины платежей в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
     
     В законе содержатся реальные финансовые санкции за нарушение дисциплины платежей за энергоресурсы и механизмы, направленные на предотвращение возникновения задолженности, предусматриваются пени и штрафы за просрочку оплаты коммунальных услуг и энергоресурсов для всех категорий плательщиков, включая население. Во всех отраслях ресурсоснабжения вводится механизм предоставления банковских гарантий для обеспечения отплаты энергоресурсов. Также законом расширены возможности для введения ограничений потребления энергоресурсов для неплательщиков и усилена административная ответственность за самовольное подключение к системам инженерно-технической инфраструктуры.
     
     Еще на этапе принятия законопроекта председатель Комитета по энергетике Павел Завальный объявил о том, что комитет в рамках парламентского контроля будет регулярно анализировать практику применения закона, имеющего большую экономическую и социальную значимость.
     
     Парламентские слушания по данной теме, проведенные в июне 2017 года, выявили, что повышения пеней и штрафов оказалось недостаточно для решения проблемы неплатежей за энергоресурсы, рост ее продолжался. Также одной из проблем, затрудняющих применение закона, стало затянувшееся на полтора года принятие подзаконных актов.
     
     На сегодняшний день развитие положений 307-ФЗ нашло свое отражение в следующих документах:
     

     1. Федеральный закон N 229-ФЗ "О внесении изменений в статью 215.3 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", разработанный заместителем председателя Комитета Николаем Петруниным. Закон ввел уголовную ответственность за повторные самовольные подключения к трубопроводам (в том числе к газопроводам) и направлен и на сокращение финансовых издержек газораспределительных организаций, вынужденных поставлять нарушителям закона неоплаченный газ, и на обеспечение общественной безопасности, поскольку незаконные подключения к газопроводам нередко влекут за собой утечки и взрывы газа.
     
     2. Проект федерального закона N 416226-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части усиления административной ответственности за повторное самовольное подключение к сетям инфраструктуры и использование энергетических ресурсов)", разработанный Минэнерго России. Законопроект устанавливает штрафы за повторные самовольные подключения к сетям энергетической инфраструктуры в размере до 30 тысяч рублей для граждан, до 200 тысяч для должностных лиц и до 300 тысяч рублей для юридических лиц.
     
     3. Проект федерального закона N 569248-7 "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" (в части наделения Правительства Российской Федерации полномочиями по утверждению методики расчета ущерба от несанкционированных подключений к сетям газораспределения и газопотребления и несанкционированных вмешательств в работу приборов учета газа)", внесенный в Госдуму членом Совета Федерации Юрием Важениным.
     
     В этот же период Государственной Думой были приняты федеральные законы о лицензировании энергосбытовой деятельности, о прямых договорах между ресурсоснабжающими организациями и потребителями ресурсов. Сегодня на этапе подготовки ко второму чтению находится законопроект об интеллектуальных системах учета электроэнергии. Все эти решения также должны оказать положительное влияние на повышение дисциплины платежей за энергоресурсы, поэтому важно скорейшее принятие тех из них, что еще находятся на рассмотрении Государственной Думы, а также подзаконных актов к уже принятым законам.
     
     При этом по информации федеральных органов исполнительной власти, озвученной в ходе "круглого стола", уровень задолженности на оптовом и розничных рынках электрической энергии, а также при поставках природного газа на внутреннем рынке продолжает оставаться достаточно значительным.
     

     Так, рост задолженности за газ за 10 месяцев 2018 года составил 18 млрд руб., до 129 млрд Основными неплательщиками остаются население, теплоснабжающие организации, организации электроэнергетики и бюджетные потребители. В региональном разрезе наибольшие проблемы традиционно наблюдаются в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах.
     
     В части электроэнергии, долги перед гарантирующими поставщиками на розничном рынке за три года выросли на 33 млрд руб. и сегодня составляют 288 млрд руб. Основной прирост задолженности происходит за счет непромышленных потребителей, населения и бюджетных организаций. Долги гарантирующих поставщиков на оптовом рынке за этот же период снизились на 12 млрд руб., но выросли на розничном рынке на 18 млрд, что дало общий прирост на 6 млрд руб., до 125 млрд руб. по состоянию на 1 ноября 2018 года. При этом закон сыграл свою позитивную роль и темпы прироста задолженности, в общем, снизились, а возможности влияния на неплательщиков увеличились.
     
     Однако нужна более точная настройка нормативных механизмов и работа с конкретными категориями должников. В частности, требуется ужесточение контроля над тем, как организации-бюджетополучатели расходуют средства, получаемые из бюджета, с тем, чтобы не допускать трат денег, заложенных на оплату энергоресурсов, на другие цели.
     
     Также необходимо дальнейшее упрощение порядка ограничения и прекращения подачи энергетических и коммунальных ресурсов неплательщикам. Нужно ужесточение лицензионных требований к управляющим организациям, дальнейшее усиление ответственности за самовольное подключение к энергетической инфраструктуре.
     
     Позитивную роль в повышении дисциплины платежей за энергоресурсы должно сыграть скорейшее введение интеллектуальной системы платежей за энергоресурсы, и речь здесь должна идти о распространении этой системы не только на электроэнергию, но и на газ и другие виды ресурсов.
     
     Эти и другие предложения войдут в рекомендации, которые будут приняты комитетом Государственной Думы по энергетике по итогам "круглого стола". Комитет продолжит мониторинг ситуации с дисциплиной платежей за энергоресурсы в рамках парламентского контроля.
     
     

     Источник:
     komitet2-13.km.duma.gov.ru